В этой статье я немного поразмышляю о клановых войнах и попробую объективно увидеть все их плюсы и минусы. Начну с того, что КВ были задуманы как массовое развлечение и как командная игра. Цель КВ (насколько это я понимаю) - дать игрокам, достигшим максимального или близкого к максимальному развитию какое-то занятие. Это, безусловно, плюс. Игра в команде - это в первую очередь социализация и ответственность перед своей командой, а занятие после того, как игрок развился, должно предотвратить его уход из игры (иначе игра будет просто "пройдена", что само по себе смешно звучит по отношению к ММО играм). Реализация КВ означает, что игроки будут проводить больше времени в игре, и (теоретически) им будет веселее и интереснее играть. Да и вообще будет, чем заняться. Как происходят КВ - можно почитать на нашем форуме. Если кратко - то сторона А объявляет стороне Б войну, после чего к стороне А и Б присоединяются союзы (в случае, если для этого есть баллы дипломатии). Вслед за этим начинается осада замков: воины А бьют воинов Б, сбивая ХП и тем самым разрушая защиту замка. Воины Б делают то же самое с воинами А. В итоге, когда разрушается защита замка, можно начинать осаду. Через 20 минут после объявления осады должно начаться самое веселое действие - а именно, сама осада. Нападающие побеждают - они грабят казну замка (золото, зелень и кристаллы). Если осада не удалась, они теряют доблесть. В любом случае, после осады оба клана автоматически получают иммунитет друг от друга сроком на один месяц. Вроде бы все интересно и весело, но тут есть некоторые минусы, которые сводят все развлечение к минимуму. Первое - это соотношении затрат на войну и дохода с неё. На текущий момент ошибка, когда клан может тратить текущую казну, находясь в войне, до сих пор не исправлена. Это значит, что осаждающие не получат ровным счетом ничего - или практически ничего, так как казна будет просто потрачена. Но даже когда ошибка будет исправлена, а в клане будет казна - допустим, один миллион золотых, то.. при разграблении казны один персонаж может получить не более 12000 золотых (при длительности осады в два часа!). Если сравнить это с ежедневным доходом в мирное время (50-60 тысяч на 10-11 уровнях) - то это не просто копейки. Это цифра, стремящаяся к нулю. Затратив около 100-150 кристаллов на осаду (бутылки, осадные орудия), осаждающие получат в лучшем случае 10 кристаллов. А обычно – ни-че-го. Но это не самое худшее, что есть в КВ и касается грабежа замка. Самое худшее это... лимит на разграбление. Один человек, при максимально длительной осаде (2 часа), может получить не более 12000 золота. Получается абсолютно бредовая ситуация: игроки тратят несколько дней + невероятное количество кристаллов или зелени для того, что бы получить... всего лишь 12000 золота. Для сравнения, 12000 золота можно (при определенной удаче) заработать за 2-3 часа обычного фарма. Второе - это полное отсутствие смысла нападать, так как нападающие получают гигантское пенальти: персонажи высоких уровней не теряют славу за убийство младших уровней. Таким образом, младшие уровни нападающих выбывают из игры и становятся зрителями того, как играют несколько высоких уровней той и другой стороны. Та же картина происходит и при осаде: младшие уровни выбывают практически сразу, и остается несколько высокоуровневых персонажей, которые несколько часов бьются между собой. Это может привести только к одному: сильные кланы будут бить слабые, но не будут нападать на равные по силе или более сильные. Аргумент, что в клане будут одинаковые уровни - это утопия: такого не будет. Третье место рейтинге в минусов КВ - это отвратительный интерфейс осады. Не просто отвратительный, а, наверное, один из самых худших за все мое время работы в он-лайн играх. Он абсолютно непонятен - невозможно даже посмотреть, сколько у своего персонажа осталось жизни, что бы вовремя полечиться; он аркаден - нужно успевать нажимать кнопки, хотя игра - вовсе не аркадна; он неудобен - потому как нужно постоянно переключаться между логом боя и экраном действий. Проще говоря, в осаде практически полностью отсутствует тактика и стратегия, но замечательным образом присутствует хаос и неразбериха. Вероятно, задумывалось, что это будет весело. Возможно, разработчикам и вправду весело, но никак не воюющим сторонам. Четвертое - псевдо-перемирие: иммунитет после окончания военных действий получает клан, но не отдельные его члены. Это значит, что и после войны можно продолжать избиение поверженного противника - и, таким образом, войны (хоть и неформальные) могут длиться до бесконечности. Глупо. Пятое - это проблема атак на воюющий клан кем-то, кто не находится с кланом в состоянии войны. Совершенно посторонний (официально) персонаж может нападать на воюющий клан и уничтожать всех тех, кто мешает его друзьям (или заказчикам) побеждать. При этом ни защитные сооружения замка, ни забор не работают - очевидный недочет, который скорее всего будет исправлен. Но тогда возникнет другая проблема - фиктивные, нескончаемые войны, цель которых - не победа, а защита от атак извне. То, что нет никакого ограничения на длительность войны тоже играет тут не последнюю роль. В итоге, КВ - это порожденный из наилучших побуждений монстр-Франкенштейн, такой же мертвый, как и создание самого доктора. КВ не дают ничего, кроме затрат на их ведение и довольно долгой, неприятной осады. КВ не дают ни какого-то особого развлечения, ни нового геймплея. В КВ нет какого-либо интереса или выгоды победителям – кроме сомнительной сиюминутной славы победителям (да и то это замечены будут только войны топ-кланов, которые у всех на виду – т.е. 0,01% всех кланов в игре). Что мы можем ждать в будущем? Вероятно, нападения обретут смысл, когда в казне кланов будет собираться по 5-6 миллионов. До тех пор, нападать в КВ смысла нет никакого. Клан Ultras Team уже принял решение о том, что ввязываться в большие войны будет только на стороне защищающихся и не будет нападать сам (по крайней мере, в ближайшее время). Конечно, вариант что КВ будут использоваться в качестве карательных мероприятий остается - но это никому не выгодно. Ни нападающим, ни защищающимся, так как пользы не приносит никакой, а только тормозит развитие и... утомляет. Проще говоря, КВ в том виде, в котором они есть сейчас - бессмысленны и скучны для большинства участников. Полит-экономический критик-аналитик клана Ultras Team, -Прометей- Забодаевич
|